You are here

Home » Баткентской области природа. Туркестанский и Алайский хребты. Памиро-Алайские горы.

Базовый лагерь «Каравшин».

Поездка в ущелье Каравшин в горах Памиро-Алая.

«А мне б дороги далекие,
И маршруты нелегкие,
Да и песня в дороге мне,
Словно воздух, нужна!»

Ю.Кукин. Весенняя песня. 1964 - начало 1965 годов.

Поездка из Оша в Баткент.

От города Баткен до таджикского анклава Ворух около одного часа на машине (45 км). От Воруха начинается ущелье Каравшин, вначале которого расположена киргизская пограничная застава.
Вверх по течению реки Каравшин можно проехать на машине около 4 километров. Далее дорога перегорожена завалами, оставшимися от землетрясения. Здесь груз перегружается на вьючный транспорт (ишаки и лошади) отсюда начинается 50-и километровый пеший переход.
Придерживаясь старой дороги необходимо дойти до верхней старой, разрушенной пограничной заставы. Дальше дорога заканчивается и начинается тропа, по которой необходимо подниматься до заброшенного поселка Верхний Каравшин расположенного у слияния рек Ак-Суу и Кара-Суу.
Сейчас здесь находится около десятка новых домов. От слияния этих рек и образуется река Каравшин. От этого места около 1,5 часов через арчевый лес до базового лагеря «Каравшин» в долине реки Кара-Суу, либо столько же – до лагеря в ущелье Ак-Суу.
Условия для проживания в ущелье Кара-Суу несколько лучше – лагерь расположен прямо у источника питьевой воды, в  ущелье менее ветрено. Поэтому удобней расположиться в ущелье Кара-Суу даже несмотря на то, что восточная стена пика Тысячелетия крещения Руси смотрит в ущелье Ак-Суу.
Обычное время подхода от Воруха до базового лагеря 1,5 - 2 дня, но без каравана можно дойти за день. От базового лагеря «Каравшин» вниз по тропе через арчевый лес необходимо дойти до чабанского коша.
От него вверх в ложбину, образованную двумя холмами, оканчивающими отроги пика Котина. Из самого низкого места противоположной стороны лощины на другую сторону, в ущелье Ак-Суу спускается тропа.
Мимо заброшенного коша идти вверх по ущелью по левому берегу реки вдоль стен пика Котина и Тысячелетия Крещения Руси. Дойти до левого контрфорса восточной стены пика Тысячелетия крещения Руси, подняться слева от него до истоков ручья между стенами пиков 4300 и Тысячелетия крещения Руси (в засушливый год воды может не быть). Начало маршрута по внутреннему углу с хорошей зеленой полки.

Источник:
Савельев Игорь Борисович, Лопухина Ольга Александровна, Шумбасов Александр Анатольевич.